Антисанитарное условие

ФАС проверит законность фитосанитарной проверки автомобилей


Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении Россельхознадзора и Федеральной таможенной службы (ФТС). Внимание ФАС привлек документ, разработанный этими двумя ведомствами, согласно которому все ввозимые в РФ подержанные автомобили должны проходить фитосанитарную проверку. В ФАС считают, что подобные меры может вводить только правительство РФ, и отмечают, что дополнительные проверки на границе создают для граждан серьезные неудобства. Автомобилисты с самого начала не сомневались, что фитосанитарный контроль - еще одна мера для ограничения ввоза иномарок и поддержки российского автопрома. 

Как говорится в сообщении на сайте ФАС, ведомство возбудило дело в отношении Россельхознадзора и ФТС по признакам нарушения статей 15 и 16 закона «О защите конкуренции». Внимание ФАС привлек утвержденный ведомствами «Перечень подкарантинной продукции, подлежащей государственному карантинному фитосанитарному контролю». Согласно ему с 15 июля 2009 года наряду с ввозимыми в РФ овощами, фруктами и семенами обязательную санитарную проверку должны проходить и подержанные автомобили. 

По данным Россельхознадзора, в 2007-2008 годах при проведении досмотра на границе было выявлено 4290 единиц техники с образцами «биологических материалов». В 14 случаях на транспортных средствах были обнаружены опасные для сельхозкультур азиатская хлопковая совка, американская белая бабочка и японский жук. 

Предприниматели, занимающиеся ввозом техники, восприняли новый перечень как очередной шаг властей по ужесточению импорта подержанных авто и поддержке российского автопрома. Напомним, что в январе 2009 года правительство РФ увеличило ввозные пошлины на иномарки, что вызвало общественный резонанс, особенно на Дальнем Востоке, где из-за этого лишились работы десятки тысяч человек. За шесть месяцев 2009 года в Россию было ввезено 10 тыс. подержанных иномарок, что на 97% меньше прошлого года. 

Как пояснил «Ъ» замначальника управления контроля органов власти ФАС Сергей Абышев, внимание службы привлекли массовые жалобы автомобилистов. «Мы провели проверку, и выяснилось, что Россельхознадзор и ФТС не имели права составлять подобный перечень,- заявил «Ъ» господин Абышев.- Эта функция находится в компетенции правительства РФ. Кроме того, в РФ до сих пор не существует правил и стандартов проведения фитосанитарного контроля автомобилей». По его словам, проверку автомобиля можно проводить только в спецлабораториях, которые расположены далеко от границы. «К примеру, ближайшая к Владивостокской таможне - в Магадане,- пояснил господин Абышев.- Все это может привести к необоснованному увеличению расходов юрлиц и граждан, ввозящих транспортные средства». 

Вчера в пресс-службе ФТС «Ъ» заявили, что «перечень был подготовлен Россельхознадзором и по таможенным аспектам никаких вопросов у нас не вызвал». «Мы пока не получили документов из ФАС, поэтому не можем комментировать их заявление»,- заявил «Ъ» заместитель руководителя Россельхознадзора Алексей Саурин. По его словам, «никакой волокиты на границе» в связи с введением перечня нет. «Проблем я не вижу. На каждом пропускном пункте нами организована лаборатория, поэтому если человек не оформил разрешительные документы заранее, то может это сделать прямо на месте и бесплатно»,- пояснил «Ъ» господин Саурин. 

Сами автомобилисты описывают новый порядок несколько иначе. «На практике фитосанитарная проверка может занимать несколько недель,- рассказал «Ъ» глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.- С введением перечня на таможне стали работать аффилированные с властями фирмы, которые за 5-10 тыс. руб. оформляют санитарное разрешение за день. При этом машину никто и не проверяет, и можно ввезти в страну любую заразу». «Очень хорошо, что ФАС прислушалась к общественности,- уверен он.- Надеюсь, в ведомстве люди все понимают и примут верное решение».