Коммерсанты начали использовать ФАС для отстаивания собственных интересов при госзакупках

Коммерческие структуры и предприятия стали в последнее время активно использовать антимонопольное ведомство для борьбы за победу в государственных конкурсах на закупку товаров или предоставление услуг. Причем некоторые даже пытаются таким образом оказать давление и заполучить бюджетные деньги, даже не имея для этого достаточных оснований.

Коммерческие структуры и предприятия стали в последнее время активно использовать антимонопольное ведомство для борьбы за победу в государственных конкурсах на закупку товаров или предоставление услуг.

Как рассказала на сегодняшней пресс-конференции начальник УФАС по Свердловской области Татьяна Колотова, если в 2006 году ее ведомство рассмотрело 70 таких жалоб, то в 2007 году — уже 240 жалоб, в 2008 — 540, а за 5 месяцев этого года количество жалоб практически приблизилось к 500. При этом только 60% жалоб по той же статистике имеют под собой хоть какие-нибудь основания. Наиболее выявляемые нарушения — это либо необоснованный допуск к торгам, когда организаторы конкурса радеют к каким-то своим структурам, либо необоснованный недопуск, когда любым путем хотят отказать нежелательным фирмам.

«Хозяйствующие субъекты научились защищать свои права, они видят, что в отдельных аукционах и котировках комиссии ведут себя не правильно. Они поверили в то, что ситуацию можно изменить»,— пояснила Татьяна Колотова.

Между тем представители властей уже неоднократно выступали с критикой несовершенной системы проведения государственных торгов. В частности, на одной из недавних пресс-конференции губернатор свердловской области Эдуард Россель заявлял о том, что в торгах часто стали побеждать «липовые» фирмы, которые не имеют за собой никакой базы и опыта, зачастую не обладают даже необходимым персоналом или товарами, но выигрывают, устанавливая демпинговые цены. Основная их цель — получить бюджетные деньги и «растворится».

В немалой степени им помогают и антимонопольные органы. Та же Татьяна Колотова признает, что если ФАС обнаруживает какие-то неточности при проведении конкурса его результаты мгновенно аннулируются. «Поскольку это бюджетные деньги, их, как правило, надо тратить в определенные сроки. У заказчиков нет других путей, кроме как объявить о проведении новых торгов»,— заявила Татьяна Колотова. Таким образом, при повторном проведении конкурса деньги может получить фирма, не обладающая должной квалификацией — просто связываться с ФАС повторно желания нет ни у кого.