Товарищ! Давайте бдеть!

Есть два эффективных способа отъёма денег: рост цен и SMS-спам. Рассуждает Ольга ЛИХАНОВА, редактор газеты «Новгородские ведомости»

Жители области смирились с ростом цен. По крайней мере, такой вывод напрашивается после пресс-конференции, которую на прошлой неделе провело управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области. Основной ее темой стало подведение итогов работы ведомства в первом полугодии.

Как пояснила «НВ» руководитель новгородского УФАС Ольга ВИНИЧЕНКО, начало года выдалось непростым. Все силы и время уходили на проверку заявлений, в которых речь шла о резком росте цен на товары. Рост таких обращений в ведомство начался с ноября и оставался высоким до апреля. Всего за полгода УФАС получило 119 сообщений о возможном нарушении антимонопольного законодательства по ценовым признакам, тогда как с января по июнь 2014 года их было только 68.

Правда, проведенные специалистами проверки ни разу (!) ценовых сговоров не выявили. Все случаи повышения цен объяснялись причинами прозаическими — дорожало сырье у поставщиков, росли издержки на производство.

С апреля число заявлений от граждан, обеспокоенных ростом цен, плавно пошло на спад. Тому, по мнению Ольги Виниченко, есть несколько причин. Первая чисто психологического толка: рано или поздно человек привыкает ко всему. Вот и ценники в магазинах уже перестали вызывать столь острую реакцию. Плюс ко всему курсы иностранных валют перестали причудливо скакать вверх-вниз, что тоже внушает гражданам некий оптимизм. Вторая причина более объективна. Наступает сезон овощей и фруктов, цены на них традиционно становятся чуть ниже. Нынешний год, пусть кризисный, исключением не стал. По данным Новгородстата на 20 июля, за неделю подешевели картофель, капуста, лук, а еще вермишель, рыба, гречка, молоко и черный чай. Ненамного, но хоть все-таки.

Однако работы у специалистов УФАС меньше не стало. Как только схлынула волна недовольства уровнем цен, пришла новая напасть: люди стали жаловаться на «Новгородэнерго», нарушившее сроки технологического присоединения к электросетям. Было рассмотрено больше десятка таких дел, причем в каждом фигурировало от 5 до 10 заявителей. Сортировали их по территориальному признаку: вот эти, к примеру, в Шолохово строятся, а те — в Старом Ракомо. Дела рассматриваются, «Новгородэнерго» получает одно за другим предписания поторопиться, но, признают специалисты УФАС, проблему вряд ли удастся решить кардинально. Все упирается в финансовые возможности организации. «Новгородэнерго» — филиал МРСК Северо-Запада, которая распределяет денежные потоки. Помогут — станет легче, нет — сами понимаете. Одно хорошо — все штрафы за то, что местный филиал нарушил сроки присоединения, ложатся на головную компанию. Может, хоть это станет для нее в какой-то мере рычагом давления.

Однако есть в этой вечно меняющейся картине недовольства и нечто постоянное. Речь идет о жалобах на SMS-спам, который новгородцы регулярно получают на свои мобильные. И пускай, как сообщил заместитель начальника УФАС Илья КУРИКОВ, в этом году ведомство рассматривает жалобы только из нашего региона, а прежде на него «вешали» и претензии из других, от этого ненамного легче. Такие дела всегда очень трудно распутывать. Предъявлять претензии мобильным операторам бессмысленно: они — лишь промежуточное звено, проводники, если можно так выразиться. Приходится искать отправителей спама. При этом за каждым SMS с предложением взять деньги в долг или вызвать такси стоит «цепочка» из 6—8 человек, и не обязательно все проживают в России. Было дело, одного из отправителей спама новгородские антимонопольщики нашли аж в Нидерландах. Правда, и разоблачение не гарантирует успеха. Срок давности таких дел — один год со дня получения спама, поэтому нарушители всячески тянут время, например, стараются не забирать адресованные им письма УФАС.

Тем не менее, иногда закон все же торжествует. Например, в нынешнем году кредитное учреждение, спамотически рекламировавшее свои услуги, получило штраф — 100 000 рублей. Маловероятно, что для остальных это станет уроком, но начало положено. И на том спасибо.