• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Формирование НМЦК на отдельные виды медицинского оборудования. Практика ФАС России при рассмотрении жалоб

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Опубликовано в журнале «Госзакупки.ру» №10, 2012

Формирование НМЦК на отдельные виды медицинского оборудования.
Практика ФАС России при рассмотрении жалоб.


П.В.Карташков,
главный государственный инспектор
правового отдела
Управления контроля размещения заказа
ФАС России


Автор статьи разбирает конкретные примеры нарушений, встречающихся в практике центрального аппарата ФАС России при рассмотрении жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа в части формирования заказчиком, уполномоченным органом НМЦК на отдельные виды медицинского оборудования.

Весной 2011 года был принят Федеральный закон от 21.04.2011 № 79-ФЗ, дополняющий Закон № 94-ФЗ новой статьей 19.1, в соответствии с которой у заказчиков появилась обязанность при осуществлении закупок подготавливать обоснование НМЦК.

В связи со сложностью и специфичностью закупок для медицинского оборудования был принят отдельный документ, устанавливающий правила определения начальных цен контрактов. Таким документом стали Правила формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования (далее – Правила), утвержденные в соответствии с частью 4 статьи 19.1 Закона № 94-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 № 881 (далее – Постановление № 881).

Согласно пункту 2 Правил, настоящие Правила применяются заказчиками, уполномоченными органами при формировании НМЦК на поставку медицинского оборудования в соответствии с кодами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93) 3311225, 3311231 - 3311233, 3311239, 3311241, 3311242, 3311262, 3311265, 3311266, 3311268, 3311269, 3592201, 3592202.

Разберем и структурируем нарушения Правил, встречающиеся в практике ФАС России при рассмотрении жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа по отдельным пунктам Правил.

Выбор производителей взаимозаменяемого оборудования

Нарушение пункта 6 Правил, согласно которому выбор разных производителей взаимозаменяемого медицинского оборудования осуществляется заказчиком, уполномоченным органом из числа производящих медицинское оборудование, удовлетворяющее потребностям заказчика, в том числе с использованием базы данных зарегистрированных изделий медицинского назначения, размещаемой на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Заказчик, уполномоченный орган выбирают не менее 5 производителей либо всех имеющихся производителей, если их количество менее 5, сведения о которых содержатся в базе данных зарегистрированных изделий медицинского назначения.

Основное нарушение в практике ФАС России при рассмотрении жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа указанного пункта Правил заключается в том, что заказчик, уполномоченный орган осуществляет выбор из базы данных зарегистрированных изделий медицинского назначения, размещаемой на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, менее 5 производителей медицинского оборудования, или не всех возможных производителей медицинского оборудования, удовлетворяющего потребностям заказчика.

Указанное нарушение пункта 6 Правил изложено в решении ФАС России по делу К - 241/12 от 17.02.2012, согласно которому на заседании комиссии ФАС России установлено, что при формировании цены на медицинское оборудование заказчиком направлены запросы о цене на медицинское оборудование только двум производителям, и

Аналитическая справка по формированию НМЦК по конкурсу на поставку эндоскопического оборудования конкурсной документации содержит два коммерческих предложения от производителей медицинского оборудования, вместо положенных по Правилам пяти.

Направление производителям одинаковых запросов без указания требований к качеству

Нарушение подпункта «а» пункта 7 Правил, согласно которому на основе сформированного перечня производителей оборудования заказчик, уполномоченный орган одновременно направляют производителям посредством одинаковых средств связи (почтовой и (или) электронной связи) одинаковые по содержанию запросы о цене на медицинское оборудование, удовлетворяющее потребностям заказчика (далее - запрос о цене), которые должны содержать, подробное описание предполагаемого к закупке медицинского оборудования, в том числе, требования к качеству, техническим характеристикам, безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке, отгрузке, году выпуска медицинского оборудования и иные показатели, связанные с определением соответствия медицинского оборудования потребностям заказчика.

Указанное нарушение является самым распространенным в практике ФАС России при рассмотрении жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа нарушением Правил, изложенным в решениях по делам: К-303/12 от 01.03.2012, К-610/12 от 13.04.2012, К-1458/12 от 26.07.2012.

Основное нарушение подпункта «а» пункта 7 Правил во всех вышеуказанных случаях состоит в том, что заказчик направляет производителям посредством одинаковых средств связи (почтовой и (или) электронной связи) одинаковые по содержанию запросы о цене на медицинское оборудование без указания требования к качеству, техническим характеристикам, безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке, отгрузке, году выпуска медицинского оборудования и иным показатели, связанным с определением соответствия медицинского оборудования потребностям заказчика, что не позволяет производителю сделать вывод о потребностях в заказчика в определенном виде медицинского оборудования.

Направление производителям одинаковых запросов со сроком ответа менее 15 дней

Нарушение подпункта «в» пункта 7 Правил, согласно которому на основе сформированного перечня производителей заказчик, уполномоченный орган одновременно направляют производителям посредством одинаковых средств связи (почтовой и (или) электронной связи) одинаковые по содержанию запросы о цене на медицинское оборудование, удовлетворяющие потребностям заказчика (далее - запрос о цене), которые должны содержать информацию о том, что для формирования НМЦК заказчиком, уполномоченным органом будут учтены предложения производителей и (или) уполномоченных представителей о ценах на медицинское оборудование, поступившие в 15-дневный срок со дня направления заказчиком, уполномоченным органом соответствующего запроса о цене.

Основное нарушение указанного пункта Правил в практике ФАС России при рассмотрении жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа состоит в том, что заказчик, уполномоченный орган указывает в запросе о цене на медицинское оборудование, удовлетворяющее потребностям заказчика, срок на ответ с предложениями о цене производителя, уполномоченного представителя менее 15 дней.

Указанное нарушение изложено в решении по делу К – 241/12 от 17.02.2012, а именно на заседании комиссии ФАС России установлено что, запросы о цене сформированы 24.11.2011.

При этом в них указано требование о предоставлении информации о предложениях производителей и (или) уполномоченных представителей о ценах на медицинское оборудование до 25.11.2011, что противоречит подпункту «в» пункта 7 Правил.

Установление НМЦК равной средней цене

Нарушение пункта 8 Правил, согласно которому на основе предложений о ценах на медицинское оборудование, полученных от производителей и (или) уполномоченных представителей, заказчик, уполномоченный орган устанавливают НМЦК, равную средней цене (либо не более средней цены) предполагаемого к закупке медицинского оборудования.

Основное нарушение этого пункта Правил в практике ФАС России при рассмотрении жалоб на действия заказчика, уполномочено органа состоит в том, что заказчик, уполномоченный орган не всегда направляет и получает предложения производителей и (или) уполномоченных представителей о ценах на медицинское оборудование именно от производителей и (или) от уполномоченных представителей производителя.

Например, указанное нарушение изложено в решении ФАС России по делу К – 241/12 от 17.02.2012. Так, на заседании Комиссии ФАС России представителями Заказчика представлены ответы на запросы о цене от ООО «Олимпас Москва», ООО «Медлайн», ООО «Интеграл», которые являются поставщиками, а не производителями или уполномоченными представителями медицинского оборудования, что нарушает пункт 8 Правил.

Выбор заказчиком менее 5 исполеннных контрактов

Нарушение пункта 9 Правил, согласно которому в случаях если заказчиком, уполномоченным органом не получены от производителей и (или) уполномоченных представителей предложения о ценах на медицинское оборудование или получено одно предложение о цене на медицинское оборудование, в том числе при направлении запросов о цене нескольким производителям и (или) уполномоченным представителям, заказчик, уполномоченный орган используют содержащуюся в реестре контрактов информацию о ценах контрактов на поставку медицинского оборудования, удовлетворяющего потребностям заказчика, исполненных в текущем и предшествующем годах. Заказчик, уполномоченный орган выбирают в реестре контрактов не менее 5 последних по дате исполненных контрактов.

В случае если разница в цене контрактов составляет 30 и более процентов, производится выбор цен 5 исполненных контрактов, отличающихся не более чем на 30 процентов минимального значения цены контракта. Если количество контрактов в реестре контрактов менее 5, в том числе с разницей в цене не более 30 процентов, заказчиком, уполномоченным органом учитываются все эти контракты независимо от разницы их цен.

Итак, указанный пункт Правил применяется, когда заказчиком, уполномоченным органом не получены от производителей и (или) уполномоченных представителей предложения о ценах на медицинское оборудование или получено одно предложение о цене на медицинское оборудование.

Вместе с тем, в этом случае заказчик, уполномоченный орган должны использовать содержащуюся в реестре контрактов информацию о ценах контрактов на поставку медицинского оборудования, удовлетворяющего потребностям заказчика, исполненных в текущем и предшествующем годах. Заказчик, уполномоченный орган выбирают в реестре контрактов не менее 5 последних по дате исполненных контрактов.

Основным нарушением данного пункта в практике ФАС России при рассмотрении жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа является выбор заказчиком, уполномоченным органом в случае, если заказчиком, уполномоченным органом не получены от производителей и (или) уполномоченных представителей предложения о ценах на медицинское оборудование или получено одно предложение о цене на медицинское оборудование, менее 5 исполненных в текущем и предшествующем годах контрактов на медицинское оборудование, удовлетворяющее потребностям заказчиком.

В частности, указанное нарушение описано в решении ФАС России по делу К-1380/12 от 17.07.2012. В деле сказано что «обоснование начальной (максимальной) цены контракта» документации об аукционе в электронной форме содержит 1 коммерческое предложение уполномоченного представителя производителя Philips, и 2 предложения о ценах контрактов на поставку медицинского оборудования, удовлетворяющего потребностям заказчика, из реестра контрактов на сайте www.zakupki.gov.ru, что противоречит пункту 9 Правил».

Вместе с тем, практически по всем видам медицинского оборудования, указанным в пункте Правил, в реестре контрактов есть не менее 5 исполненных в текущем и предшествующем годах контрактов на медицинское оборудование, удовлетворяющее потребностям заказчика.

Таким образом, при формировании начальной (максимальной) цены на отдельные виды медицинского оборудования заказчиками, уполномоченными органами необходимо внимательно применять Правила, утвержденные Постановление № 881 для установления объективной НМЦК.