Анализ рынка услуг по обслуживанию МЖД (Великий Новгород)

Аналитический отчет по результатам исследования рынка услуг по управлению  многоквартирными жилыми домами

  05 июля 2012  года                                                                 Великий Новгород

Анализ рынка услуг по управлению многоквартирными жилыми домами  проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утверждённого Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок проведения анализа).

Объект исследования – рынки услуг по управлению многоквартирными жилыми домами (далее – услуги по управлению МКД).

Субъекты исследования – хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги  по управлению многоквартирными жилыми домами.

Цель исследования  – изучение материалов, представленных по запросам Новгородского УФАС России, с целью установления хозяйствующих субъектов занимающих доминирующее положение на указанном товарном рынке.

Источники исходной информации:

- сведения, полученные от Администрации Великого Новгорода и от  Комитета по управлению жилищно-коммунальным хозяйством  Администрации Великого Новгорода.

  1. Определение временного интервала исследования товарного  рынка

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1.3. Порядка проведения анализа, временной интервал определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации, а именно: 2011 год.

2. Определение продуктовых границ товарного рынка

В соответствии со статьей 4 Закона о конкуренции, взаимозаменяемые товары – товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

Заменители услуг по управлению многоквартирными жилыми домами  отсутствуют.

Продуктовые границы определены:

  • услуги по управлению многоквартирными жилыми домами.

 3. Определение состава продавцов и покупателей

Продавцы -- хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги по управлению многоквартирными жилыми домами.

Покупатели – собственники жилья, товарищества собственников жилья, приобретающие указанные услуги.

4. Определение географических границ товарного рынка

В данном случае потребителями рассматриваемого рынка  являются население и ТСЖ, которые пользуются услугами хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по управлению многоквартирными жилыми домами. 

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемую услугу и не имеют такой возможности за пределами этой территории. В данном случае покупателю необходимо приобрести услугу (товар) по месту нахождения многоквартирных жилых домов.

Таким образом, географическими границами рынка услуг по управлению многоквартирными жилыми домами  является территории  Великого  Новгорода.

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

По сведениям, поступившим от Комитета по управлению ЖКХ  Администрации Великого Новгорода по запросу Управления,  следует, что на территории Великого Новгорода 70 юридических лиц оказывают услуги по управлению МКД.

Из них ряд юридических лиц входит в определенные группы лиц.  Юридические лица, входящие в одну группу лиц,  считаются  единым хозяйствующим субъектом. Соответственно установлено, что на рассматриваемом рынке 29 хозяйствующих субъектов оказывают услуги по управлению МКД (см. приложение).

6. Анализ структуры товарного рынка, определение уровня концентрации товарного рынка, оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

                                                                                                                 Таблица №1

 

 

 

Наименование хозяйствующего субъекта

 

2011  год

 

Объем услуг по управлению МКД (м2)

 

Доля на рынке %

 

1

ОАО «Группа управляющих компаний «Великий Новгород»

<….>

 

39,32

2.

ООО "А..."

<….>

1,24

3

ООО "Б…"

<….>

6,65

4

ООО "В…"

<….>

0,05

5

ООО "Г…"

<….>

0,61

6

ООО "Д…"

<….>

1,26

7

ООО "Е…"

<….>

0,32

8

ООО "Ё…"                           

<….>

2,22

9

ООО “Ж...”

<….>

0,72

10

ООО "З…."

<….>

1,6

11

ООО "И…"

<….>

0,18

12

ООО "К…"

<….>

8,23

13

ООО “Л…”

<….>

0,29

14

ООО “М…”

<….>

0,72

15

ООО "Н…"

<….>

0,16

16

ООО "О…"

<….>

4,85

17

ООО "П…"

<….>

22,92

18

ООО "Р…"

<….>

0,94

19

ООО "С…"

<….>

0,05

20

ООО "Т…"

<….>

0,88

21

ООО "У…"

<….>

0,14

22

ООО "Ф…"

<….>

0,17

23

ООО "Х…"

<….>

0,45

24

ООО "Ц…"

<….>

0,68

25

ООО "Ч…"

<….>

1,13

26

ООО "Ш.."

<….>

0,24

27

ООО "Э…"

<….>

0,11

28

ООО "Ю..."

<….>

0,24

29

ООО "Я…"

<….>

2,63

 

Всего:

<….>

100

Показатели уровня концентрации товарного рынка:

                                                                                                                  Таблица №2

Показатель

2011 год

1

Кол-во хоз. субъектов (ХС)

29

2

ХС, обладающий наибольшей долей на рынке

ОАО «А…»

3

Доля крупнейшего ХС, %

39,32

4

CR-3

70,47

5

ННI

2230

6

 

Тип рынка

Высококонцентрированный

Из представленных данных видно, что рынок услуг по управлению МКД в пределах указанных выше географических границах Великого Новгорода является высококонцентрированным. Конкурентная среда в течение изучаемого периода характеризуется как неразвитая.

                                                                   7. Выводы

Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру рынка услуг по управлению многоквартирными домами в Великом Новгороде в исследуемом периоде, позволяет сделать следующие выводы.

Рынок услуг по управлению МКД в пределах указанных выше географических границах Великого Новгорода является высококонцентрированным. При этом следует отметить значительный разброс долей хозяйствующих субъектов – только два хозяйствующих субъекта занимают долю свыше 20%, два – около 10%, а у остальных  доля менее 1-3%.

Доля ОАО «А…» в 2011 году на рассматриваемом рынке составила  39,32%. ОАО «А…» состоит в реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов.

Кроме того,    наблюдается следующее: управляющие организации с целью снижения административно-управленческих расходов, укрепления материально-технической базы, привлечения квалифицированных специалистов по обслуживанию и ремонту жилого фонда, аккумуляции денежных средств, поступающих от населения,  и др.  объединились в группы управляющих компаний, что может положительно сказаться на качестве оказываемых ими услуг, однако представляет собой угрозу  повышения  уровня концентрации товарного рынка и  препятствует  развитию конкуренции.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела антимонопольного контроля   Новгородского УФАС России                               Г.Н. Пашкова