Обзор состояния конкуренции в сфере локальной розничной реализации нефтепродуктов в городском округе Великий Новгород

 

Настоящий обзор состояния конкуренции в сфере локальной (городской округ Великий Новгород) розничной реализации нефтепродуктов проведён в соответствии с Методическими указаниями по исследованию состояния конкуренции на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива, разработанными на основе Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утверждённого приказом ФАС России от 06.02.2008 № 28.

Временным интервалом исследования розничной реализации нефтепродуктов в соответствии с Планом работы ФАС России по анализу состояния товарных и финансовых рынков на период до 2010 года, утверждённым приказом Федеральной антимонопольной службы от 06.02.2008 № 28 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на период до 2010 года» утверждён 2008 год.

 

 

Географические границы товарного рынка

 

- обоснование уровня рассматриваемого товарного рынка (федеральный, межрегиональный, региональный или местный, в том числе локальный)

 

Уровень рассматриваемого товарного рынка – локальный, задан Методическими указаниями по исследованию состояния конкуренции на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива.

 

- условия обращения товара, ограничивающие экономические возможности приобретения товара покупателями

 

 При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями), учитывалось следующее:

- требования к условиям транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара и прочие требования);

- организационно-транспортные схемы приобретения товара покупателями;

- возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару;

- наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения рассматриваемого товара (покупателя рассматриваемого товара);

- расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы;

- особенности территории (в том числе, природно-климатические и социально-экономические особенности);

- региональные особенности спроса на рассматриваемый товар (включая потребительские предпочтения).

 

 

- метод определения и выводы о географических границах

товарного рынка

 

Исследование локальных розничных рынков нефтепродуктов, согласно пункту 6 Методических указаний, проведено в Новгородской области в каждом из трех административно-территориальных образованиях (город,  муниципальные районы), в которых Новгородским УФАС России осуществляется мониторинг цен на нефтепродукты согласно приказу ФАС России от 19.03.2007 № 73.

Географические границы исследуемого локального розничного рынка соответственно определены с учетом экономико-географического положения и автотранспортной инфраструктуры территории, в пределах которой пролегают маршруты регулярного движения частного автотранспорта и автотранспорта предприятий и организаций, в пределах административных границ.

 

- информация, подтверждающая выводы об экономической возможности покупателя приобретать товар в рассматриваемых границах

товарных рынков

 

В качестве подтверждения по бензинам можно представить расчёт:

1) 20-80 руб. х 25 литров = 520-00 рублей – стоимость среднего объёма разовой заправки;

2) 520-00 руб. х 0,1 = 52-00 руб. – издержки потребителя не превышающие 10% стоимости среднего объёма разовой заправки;

3) 52-00 руб. : 20-80 руб. = 2,5 литра – расход топлива, чтобы добраться до АЗС, расположенной в предварительных географических границах и вернуться обратно;

4) 100 : 10 х 2,5 : 2 = 12,5 – плечо пробега автомобиля в одну сторону.

Из расчёта следует, что все АЗС расположенные дальше 12,5 км от административных границ городского округа Великий Новгород, находятся вне географических границ названного локального розничного рынка бензинов.

 

В качестве подтверждения по дизтопливу можно представить расчёт:

1) 18-80 руб. х 25 литров = 470-00 рублей – стоимость среднего объёма разовой заправки;

2) 470-00 руб. х 0,1 = 47-00 руб. – издержки потребителя не превышающие 10% стоимости среднего объёма разовой заправки;

3) 47-00 руб. : 18-80 руб. = 2,5 литра – расход топлива, чтобы добраться до АЗС, расположенной в предварительных географических границах и вернуться обратно;

4) 100 : 10 х 2,5 : 2 = 12,5 – плечо пробега автомобиля в одну сторону.

Из расчёта следует, что все АЗС расположенные дальше 12,5 км от административных границ городского округа Великий Новгород, находятся вне географических границ названного локального розничного рынка дизтоплива.

 

 

 

 

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом

товарном рынке

 

- перечень продавцов с указанием их наименования и адреса (места нахождения):

 

№ п/п

Наименование продавца

Адрес (место нахождения)

1.

ООО «Новгороднефтепродукт»

173002, Великий Новгород, ул. А. Германа, д. 20

2.

ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» Новгородский филиал

173000, г. Великий Новгород, наб. А. Невского, д. 26

3.

ООО «Титан-СН»

173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 35а

4.

ООО «ПТК-Сервис» Новгородский филиал

173000, Великий Новгород, набережная Александра Невского, дом 22/2

5.

ЗАО «НовгородГАЗавтосервис»

173003, г. Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 41, корп.7

6.

ИП А.В.Севриков

Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 173

  7.

ООО «Автокомплекс «Веряжский»

Великий Новгород, ул. Зелинского, д. 37

  8.

ООО «Авро-Новгород 1»

Ленинградская обл., г. Кириши, шоссе Энтузиастов, д. 2

  9.

ООО «Шелл АЗС»

Санкт-Петербург, Выборгская наб., д. 61, офис 303

 

- условия, позволяющие объединить действующих на рассматриваемом товарном рынке хозяйствующих субъектов в группы лиц

 

Ни одно из действующих на данных рынках лиц не подпадает под условия, позволяющие объединить их в группу лиц.

 

- перечень групп покупателей

 

В состав розничных покупателей нефтепродуктов кроме физических лиц включены юридические лица (предприятия, организации и учреждения любой формы собственности), приобретающие нефтепродукты для обеспечения потребностей собственного автопарка, в частности:

  автотранспортные предприятия, специализирующиеся на грузовых или пассажирских перевозках;

  хозяйствующие субъекты любого вида деятельности, имеющие на балансе автомашины и спецтехнику;

бюджетные учреждения и организации, органы исполнительной, законодательной, муниципальной власти и их подразделения имеющие на балансе автомашины и спецтехнику.

 

           

- связи между действующими на товарном рынке хозяйствующими субъектами

 

Связи между действующими на товарном рынке хозяйствующими субъектами за отчётный период не установлены.

 

- наличие ценового лидера

 

По данным за 2008 год наличие ценового лидера на товарном рынке нефтепродуктов в городском округе Великий Новгород не установлено.

 

- наличие среди действующих на товарном рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов

 

На рассматриваемых рынках среди хозяйствующих субъектов, действующих на них, к вертикально-интегрированным относятся:

 

№ п/п

Наименование х/с

ВИНК

1.

ООО "Новгороднефтепродукт"

Сургутнефтегаз

2.

ООО "Лукойл - Северо - Западнефтепродукт" Новгородский филиал

Лукойл

 

 

 

Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке

 

- объем товарного рынка с указанием основания выбора способа его определения

 

Способ определения объёма товарного рынка (объём продаж) задан Методическими указаниями по исследованию состояния конкуренции на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива, разработанными на основе Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утверждённого приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108.

 

Бензины

 

   В таблице представлены объёмы бензина, реализованного в рамках географических границ товарных рынков Великого Новгорода в 2008 году:

 

 

Наименование х/с

Бензины

литров

1.

ООО «Новгороднефтепродукт»

 

2.

ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» Новгородский филиал

 

3.

ООО «Титан-СН»

 

4.

ООО «ПТК-Сервис» Новгородский филиал

 

5.

ЗАО «НовгородГАЗавтосервис»

 

6.

ИП А.В.Севриков

 

7.

ООО «Автокомплекс «Веряжский»

 

8.

ООО «Авро-Новгород 1»

 

9.

ООО «Шелл АЗС»

 

 

 

                          Итого

 

  39 899 282              

 

- доли действующих на рассматриваемом товарном рынке хозяйствующих субъектов

 

 

Наименование х/с

Бензины

Доли (%)

1.

ООО «Новгороднефтепродукт»

 

2.

ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» Новгородский филиал

 

3.

ООО «Титан-СН»

 

4.

ООО «ПТК-Сервис» Новгородский филиал

 

5.

ЗАО «НовгородГАЗавтосервис»

 

6.

А.В.Севриков

 

7.

ООО «Автокомплекс «Веряжский»

 

8.

ООО «Авро-Новгород 1»

 

9.

ООО «Шелл АЗС»

 

 

Итого

100

 

Дизтопливо

 

   В таблице представлены объёмы дизтоплива, реализованного в рамках географических границ товарных рынков Великого Новгорода в 2008 году:

 

 

Наименование х/с

Дизтопливо

Литров

1.

ООО «Новгороднефтепродукт»

 

2.

ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» Новгородский филиал

 

3.

ООО «Титан-СН»

 

4.

ООО «ПТК-Сервис» Новгородский филиал

 

5.

ЗАО «НовгородГАЗавтосервис»

 

6.

А.В.Севриков

 

7.

ООО «Автокомплекс «Веряжский»

 

8.

ООО «Авро-Новгород 1»

 

9.

ООО «Шелл АЗС»

 

 

Итого

6 427 735

 

- доли действующих на рассматриваемом товарном рынке

хозяйствующих субъектов

 

 

Наименование х/с

Дизтопливо

Доли (%)

1.

ООО «Новгороднефтепродукт»

 

2.

ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» Новгородский филиал

 

3.

ООО «Титан-СН»

 

4.

ООО «ПТК-Сервис» Новгородский филиал

 

5.

ЗАО «НовгородГАЗавтосервис»

 

6.

А.В.Севриков

 

7.

ООО «Автокомплекс «Веряжский»

 

8.

ООО «Авро-Новгород 1»

 

9.

ООО «Шелл АЗС»

 

 

Итого

100

 

 

Уровень концентрации товарного рынка

 

- расчет показателя (показателей) концентрации

 

Согласно п. 41 Порядка, поскольку количество действующих на рынке хозяйствующих субъектов менее 15, используем коэффициент рыночной концентрации, рассчитываемый для трёх крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (CR3), и индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI).

 

 

Наименование х/с

Бензины

Дизтопливо

Квадраты долей

Квадраты долей

1.

ООО «Новгороднефтепродукт»

 

 

2.

ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» Новгородский филиал

 

 

3.

ООО «ПТК-Сервис» Новгородский филиал

 

 

 

Индекс Герфиндаля-Гиршмана HHI

2900,13

2891,23

 

 

- определение уровня концентрации товарного рынка

 

Для бензинов коэффициент рыночной концентрации составит CR3 =  88,3%.

Согласно пункту 42 упомянутого Порядка, рынок розничной реализации бензинов имеет высокий уровень концентрации. На это указывают коэффициент рыночной концентрации (70% <= 88,3% <= 100%) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (2000 <= 2900,13 <= 10000).

Поскольку коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана указывают на один уровень концентрации рынка розничной реализации бензина дополнительные признаки, перечисленные в пунктах 50-52 Порядка, не рассматриваются.

Для дизтоплива коэффициент рыночной концентрации составит CR3 = 83,5%.

Согласно пункту 42 упомянутого Порядка, рынок розничной реализации дизтоплива имеет высокий уровень концентрации. На это указывают коэффициент рыночной концентрации (70% <= 83,5% <= 100%) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (2000 .<= 2891,23 <= 10000).

Поскольку коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана указывают на один уровень концентрации рынка розничной реализации дизтоплива, дополнительные признаки, перечисленные в пунктах 50-52 Порядка, не рассматриваются.

 

 

Барьеры входа на товарный рынок

 

- экономические ограничения

 

К экономическим ограничениям, действующим на рассмотренных рынках, относятся:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;

- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;

- издержки получения доступа к необходимым ресурсам, издержки на рекламу, издержки на получение информации;

- транспортные ограничения;

- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства);

- преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар.

 

- административные ограничения

 

К административным ограничениям, вводимым органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов, относятся:

- отведение земельных участков, предоставление производственных и иных помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

- экологические ограничения, в том числе запрещение строительства производственных мощностей и объектов транспортной инфраструктуры;

- стандарты и требования, предъявляемые к качеству товара.

 

- стратегия поведения действующих на товарном рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок

 

Ни тактических, ни стратегических признаков поведения действующих на товарном рынке хозяйствующих субъектов, направленного на создание барьеров входа на исследуемые рынки, антимонопольным органом не установлено.

 

- оценка преодолимости существующих барьеров входа

на товарный рынок

 

За 2008 год количество хозяйствующих субъектов действующих на локальном региональном рынке увеличилось с 7 до 9 шт. или на 30%, что свидетельствует о преодолимости барьеров входа на региональный розничный рынок реализации нефтепродуктов Новгородской области.

К факторам, сопутствующим преодолимости существующих барьеров входа на исследуемые товарные рынки можно отнести:

-         удобный доступ по автомобильным магистралям;

-         современная система телекоммуникаций;

-         сложившаяся инфраструктура обслуживания предпринимательства;

-         существование вторичного рынка земли.

 

 

 

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке:

 

- заключение о виде рассматриваемого товарного рынка по степени развития конкуренции

 

На территории Великого Новгорода рынок розничной реализации бензинов имеет высокий уровень концентрации, поэтому его можно отнести к рынку с неразвитой конкуренцией, рынок розничной реализации дизтоплива имеет высокий уровень концентрации, поэтому его также можно отнести к рынку с неразвитой конкуренцией.

Тремя крупнейшими продавцами розничного рынка бензинов по Великому Новгороду в 2008 году, являются следующие хозяйствующие субъекты:

-         ООО «Новгороднефтепродукт»                                    

-         НФ ООО «ПТК-Сервис»                                                 

-         НФ ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт»     

Поскольку совокупная доля названных хозяйствующих субъектов более 50 %, а доля каждого в совокупной доле более 8 %, можно говорить о наличии признаков коллективного доминирования.

Как следует из представленной таблицы тремя крупнейшими продавцами розничного рынка дизтоплива по Великому Новгороду в 2008 году являются следующие хозяйствующие субъекты:

-         НФ ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт»   

-         ООО «Новгороднефтепродукт»                                    

-         НФ ООО «ПТК-Сервис»                                               

Поскольку совокупная доля названных хозяйствующих субъектов более 50 %, а доля каждого из них более 8 %, то можно говорить о наличии признаков коллективного доминирования.

 

- оценка перспектив изменения состояния конкурентной среды на рассматриваемом товарном рынке

 

На территории рассматриваемого локального рынка расположены 28 АЗС. Некоторые участники рынка планируют дальнейшее строительство АЗС, в частности, ООО «Авро Новгород 1» рассматривает вопрос о строительстве ещё 2 АЗС в границах городского округа. Постепенный рост благосостояния населения, несмотря на мировой финансово-экономический кризис предполагают в перспективе рост автопарка региона, что подтверждается и информацией, представленной ГИБДД при УВД Новгородской области.

Уровень концентрации в 2008 году в сравнении с 2007 годом на рынке автомобильных бензинов снизился на 0,5%, дизельного топлива на 7,2%, что свидетельствует об улучшении состояния конкуренции на данных рынка.

 

- рекомендации по развитию конкуренции на рассматриваемом

товарном рынке

 

            В Великом Новгороде нефтеперерабатывающих заводов, как крупных, принадлежащих ВИНК, так и мелких независимых производителей нет. Вместе с тем, в пограничном с Новгородской областью Киришском районе Ленинградской области действует ООО «ПО Киришинефтеоргсинтез», производящее бензины и дизтопливо и входящее в ВИНК ОАО «Сургутнефтегаз». Часть его продукции поставляется в Великий Новгород. Благодаря тому, что через Новгородскую область проходит железная дорога, связывающая Москву с Санкт-Петербургом, а в области также развитая железнодорожная транспортная инфраструктура, поэтому доставка топлива в регион и, в том числе и на рассматриваемый локальный рынок, не вызывает больших затруднений.

            Таким образом, с целью развития конкуренции на рассматриваемых рынках (особенно на рынке розничной реализации бензинов), необходимо:

            - дальнейшее развитие инфраструктуры, а именно строительство новых нефтехранилищ и нефтебаз для создания конкурентной среды по оптовой реализации нефтепродуктов нефтебазам, принадлежащим ООО «Новгороднефтепродукт» (Новгородская), так и для снижения издержек, связанных с транспортировкой топлива небольшими партиями, у операторов, не имеющих нефтехранилищ;

            - строительство новых АЗС как операторами, действующими на территории рассматриваемого рынка, так и новыми операторами.