Результаты мониторинга цен на социально-значимые продукты питания за III квартал 2011 года

 

Территориальными органами ФАС России был проведен очередной квартальный мониторинг цен на социально-значимые продукты питания (хлеб, молоко, подсолнечное масло, сахар) по всей взаимосвязанной цепочке производства указанных продуктов. Как и прежде для обработки статистических данных применялось интегрированное среднее изменение минимальных отпускных и розничных цен на продовольственные товары в отчетном периоде в сравнении с предыдущим периодом (в III квартале 2011 года по отношению к II кварталу 2011 года). В анализе использовались сведения, полученные от крупнейших производителей/поставщиков указанных продовольственных товаров в соответствующих регионах Российской Федерации.


По результатам анализа данных, представленных территориальными органами ФАС России за III квартал 2011 года, установлено следующее.


Отпускные и закупочные цены на муку в анализируемый период в преобладающем большинстве регионов продолжали снижаться. Незначительный рост отпускных цен был зафиксирован лишь в нескольких регионах, таких как: Астраханская область (от 2,2% до 6%), Владимирская область (в среднем 4%), Смоленская область (в среднем 1,2%). В Москве, в Мурманской области, в Ростовской области, в Республике Северная Осетия, а также в Тюменской области отпускные цены на муку не изменились. В остальных регионах у большинства крупнейших мукомольных предприятий наблюдалось снижение отпускных цен на муку.


Вследствие этого цена перепродажи муки в III квартале 2011 года уменьшилась практически во всех регионах. Исключение составили такие регионы как Иркутская область, Республика Мордовия, Москва, Сахалинская область, Республика Северная Осетия, а также Чукотский автономный округ, где рост закупочных цен на муку составил в среднем 4-7% относительно предыдущего квартала. В Республике Адыгея, в Камчатском крае, в Магаданской и Ульяновской областях закупочные цены на муку не изменились.

Тенденция к снижению цен на муку способствовала сокращению издержек хлебокомбинатов. Однако цены на хлеб и хлебобулочные изделия снизились лишь в ряде регионов. В подавляющем большинстве регионов в анализируемом периоде цены оставались стабильны.


Отпускные цены на пшеничный хлеб уменьшились в Амурской области (в среднем 0,8%), в Белгородской области (в среднем 2,5%), в Брянской области (в среднем 0,09%), в Ивановской области (в среднем 3,18%), в Иркутской области (в среднем 0,29%), в Костромской области (в среднем 6,3%), в Омской области (в среднем 1%), в Ставропольском крае (в среднем 1,34%), в Тверской области (в среднем 4%), в Тульской области (в среднем 0,11%), в Республике Удмуртия (в среднем 1,1%).

В ряде регионов отпускные цены на хлеб пшеничный повысились, но в среднем не более чем на 8%. В сравнении с предыдущим кварталом наибольший рост отпускных цен на хлеб пшеничный произошел в Кемеровской области – в среднем 11,6%.

Аналогичная ситуация наблюдалась в линейке розничных цен. В ряде регионов, таких как Астраханская область, Республика Башкортостан, Брянская область, Республика Бурятия, Ивановская область, Республика Карачаево-Черкесия, Костромская область, Москва, Новгородская область, Саратовская область, Смоленская область, Ставропольский край, Тамбовская область, Республика Удмуртия, Челябинская область, Ярославская область розничные цены на пшеничный хлеб снизились.


Увеличение розничных цен на пшеничный хлеб было зафиксировано в Республике Алтай (в среднем 3,4%), в Вологодской области (в среднем 8%), в Забайкальском крае (в среднем 3,9%), в Кемеровской области (в среднем 15,3%), в Курганской области (в среднем 8,15%), в Тверской области (в среднем 5,8%), в Республике Тыва (в среднем 4,2%), в Хабаровском крае (в среднем 6,83%) и в некоторых других регионах.


В III квартале 2011 года стабильными оставались отпускные и розничные цены на хлеб пшеничный в Республике Адыгея, в Еврейской автономной области, в Калининградской области, в Камчатском крае, в Липецкой области, в Магаданской области, в Республике Мордовия, в Мурманской области, в Пермском крае, в Рязанской области, в Республике Северная Осетия, в Республике Татарстан, в Тюменской области, в Республике Хакасия, а также в Ханты-Мансийском автономном округе.


Подобная тенденция наблюдалась на рынке ржаного хлеба. Часть хлебокомбинатов понизили цены на ржаной хлеб, другие сохранили цены на прежнем уровне. Лишь в некоторых регионах отпускные цены на хлеб ржаной повысились относительно предыдущего периода. К таким регионам относится Забайкальский край, Курганская область, Новгородская область, Псковская область, Ростовская область, Саратовская область, Тверская область и др. Здесь рост отпускных цен на ржаной хлеб составил в среднем около 2-7%.


Розничные цены на ржаной хлеб также изменились незначительно. Интегрированное среднее изменение минимальных розничных цен на ржаной хлеб в различных регионах разнилось в интервалах от -13,6% (Псковская область) до +12,8% (Кемеровская область) в сравнении со II кварталом 2011 года.

В Республике Адыгея, в Астраханской области, в Вологодской области, в Еврейской автономной области, в Калининградской области, в Магаданской области, в Республике Мордовия, в Мурманской области, в Оренбургской области, в Пермском крае, в Республике Хакасия, в Чечено-Ингушском регионе, а также в Чукотском автономном округе отпускные и розничные цены на ржаной хлеб не изменились.


В связи с существенным ростом отпускных цен на хлеб пшеничный в Кемеровской области во II квартале 2011 года ФАС России дал поручение Кемеровскому УФАС России провести дополнительную проверку на предмет обоснованности роста отпускных цен на хлеб пшеничный у ряда крупнейших предприятий в данном регионе и при необходимости принять соответствующие меры.


По результатам проверки было установлено, что в I квартале 2011 года для производства хлеба пшеничного предприятиями Кемеровской области использовалась мука из областного резервного фонда, выделявшаяся хлебопекарным предприятиям для реализации социальных программ.

Во II квартале мука 1 сорта из областного резервного фонда не выделялась и для производства хлеба пшеничного использовалась лишь мука 1 сорта, закупленная хлебопекарными предприятиями по рыночным ценам, в связи с чем стоимость одного батона хлеба пшеничного у ООО «Хлеб» и ООО «Хлебокомбинат» увеличилась с 7,27 рублей до 10,82 рублей за батон (на 48,83%), у ОАО «Ленинск-Кузнецкий хлебокомбинат» – с 7,27 рублей до 10,87 рублей за батон (на 49,5%).


Следовательно, повышение отпускной цены на хлеб пшеничный во II квартале 2011 года по сравнению с I кварталом 2011 года у ООО «Хлеб», ООО «Хлебокомбинат», ОАО «Ленинск-Кузнецкий хлебокомбинат» связано с заменой основной сырьевой составляющей, используемой при выпечке хлеба пшеничного, а именно муки 1 сорта из областного резервного фонда на муку 1 сорта, приобретенную предприятиями по рыночным ценам.


Таким образом, по результатам проведенной проверки нарушений антимонопольного законодательства в действиях ООО «Хлеб», ООО «Хлебокомбинат», ОАО «Ленинск-Кузнецкий хлебокомбинат» Кемеровским УФАС России не выявлено.


В III квартале 2011 года рынок молочного сырья по-прежнему характеризовался тенденцией к снижению цен. В преобладающем большинстве регионов цены на сырое молоко либо сократились, либо остались на том же уровне. Незначительный рост цен был выявлен в Республике Адыгея (в среднем 7%), в Брянской области (в среднем 4,9%), в Вологодской области (в среднем 11%), в Ивановской области (в среднем 12%), в Магаданской области (в среднем 6,3%), в Псковской области (в среднем 2,7%), в Республике Северная Осетия (в среднем 8,1%), в Смоленской области (в среднем 12,9%), в Республике Татарстан (в среднем 4,7%), в Тульской области (в среднем 2,57%). Наиболее существенный рост произошел в Калининградской области, в Республике Мордовия и в Саратовской области, где интегрированное среднее изменение минимальных цен на сырое молоко превысило 20%.


Цены на сухое молоко повысились в Белгородской области и в Москве (средний рост цен составил менее 1%). Более значительные изменения произошли в Астраханской области, где цены на сухое молоко увеличились на 20,59% по отношению к предыдущему кварталу, в Иркутской области, где рост цен составил 12,3%, а также в Чукотском автономном округе, где сухое молоко подорожало на 13,25%. В остальных регионах цены на сухое молоко снизились или остались без изменений.


На рынке питьевого молока жирностью 2,5% в отчетном периоде существенных колебаний цен не наблюдалось. Снижение цен на сырье для производства молока в ряде регионов привело к спаду цен на готовую продукцию. Так отпускные цены на питьевое молоко сократились в Республике Башкортостан, в Белгородской области, во Владимирской области, в Вологодской области, в Забайкальском крае, в Ивановской области, в Калининградской области, в Костромской области, в Красноярском крае, в Курской области, в Липецкой области, в Республике Марий Эл, в Оренбургской области, в Свердловской области, в Смоленской области, в Тамбовской области, в Республике Татарстан, в Республике Удмуртия, в Ханты-Мансийском автономном округе, в Челябинской области. Во многих регионах отпускные цены на молоко сохранились на прежнем уровне.


В ряде регионов крупнейшие молокозаводы, напротив, повысили отпускные цены на питьевое молоко. Так, например, рост отпускных цен на молоко (в среднем не более 7%) произошел в Алтайском крае, в Брянской области, в Еврейской автономной области, в Иркутской области, в Республике Карачаево-Черкесия, в Москве, в Новосибирской области, в Приморском крае, в Псковской области, в Саратовской области, в Сахалинской области, в Республике Северная Осетия, в Ставропольском крае, в Тульской области, в Тюменской области, в Хабаровском крае, в Чукотском автономном округе, а также в Ярославской области. В Астраханской области интегрированное среднее изменение минимальной цены на питьевое молоко составило 10%.


Подобная ситуация сложилась и в отношении розничных цен на питьевое молоко. В одних регионах цены на молоко снизились, в других – повысились, что указывает на отсутствие единой тенденции по стране. Однако изменение динамики розничных цен в III квартале 2011 года по сравнению со II кварталом было несущественным. Максимальный рост средней розничной цены на питьевое молоко был зафиксирован в Ростовской области – около 12%, а также в Чечено-Ингушском регионе – около 11%. В большинстве других регионов розничные цены на питьевое молоко возросли в среднем не более чем на 5%.

На рынке подсолнечного масла в III квартале 2011 года продолжилась тенденция снижения цен, что, в первую очередь, объясняется удешевлением сырья для производства подсолнечного масла. В большинстве регионов отпускные цены на подсолнечное масло уменьшились либо остались на прежнем уровне. Минимальный рост отпускных цен произошел только в двух регионах – в Красноярском крае (в среднем 0,5%), а также в Республике Татарстан (в среднем 2,5%).


Уменьшение отпускных цен производителей подсолнечного масла, в свою очередь, способствовало снижению розничных цен. В подавляющем большинстве регионов розничные цены сократились в среднем от 0,4% (в Костромской области) до 21% (в Тюменской области). В Республике Адыгея, во Владимирской области, в Курганской области, в Мурманской области, в Омской области, в Пермском крае, в Приморском крае, в Ханты-Мансийском автономном округе, а также в Чечено-Ингушском регионе розничные цены на масло подсолнечное не изменились.


Увеличение розничных цен на подсолнечное масло в ряде регионов, главным образом, связано с затратами на его транспортировку из других регионов, так как производство подсолнечного масла осуществляется далеко не во всех регионах. Таким образом, повышение розничных цен на подсолнечное масло затронуло следующие регионы: Брянская область (в среднем 0,5%), Забайкальский край (в среднем 2,7%), Кемеровская область (в среднем 6%), Республика Коми (в среднем 0,2%), Красноярский край (в среднем 4,67%), Рязанская область (в среднем 5,6%), Тверская область (в среднем 2,7%), Хабаровский край (в среднем 4%), РеспубликаЯкутия (в среднем 5,52%). Существенно повысились розничные цены на подсолнечное масло в Оренбургской области – в среднем на 30%.


На рынке сахара уже длительный период наблюдается спад цен. Снижение отпускных цен на сахар выявлено практически во всех регионах. Вслед за отпускными сократились розничные цены на сахар, причем в некоторых регионах снижение розничных цен на сахар было существенным. Так, например, в Саратовской области розничные цены на сахар снизились в среднем на 27,52%, в Ивановской области – на 21,94%, в Тамбовской области – на 21,7%.


В нескольких регионах розничные цены на сахар возросли относительно предыдущего периода. Повышение розничных цен было зафиксировано в Москве (в среднем 4%), в Ростовской области (в среднем 2,6%), в Республике Северная Осетия (в среднем 5,15%), в Хабаровском крае (в среднем 3,6%). В Республике Татарстан розничные цены на сахар остались стабильны.


Таким образом, ситуация на рынках социально-значимых продовольственных товаров в III квартале 2011 года в целом оставалась стабильной и не требующей оперативного вмешательства антимонопольных органов. По факту повышения розничных цен на подсолнечное масло в Оренбургской области Оренбургскому УФАС России будет дано поручение о проведении дополнительной проверки.


В соответствии с поручением Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А.Зубкова от 23.07.2010 № ВЗ-П11-61пр, принятым по итогам селекторного совещания по вопросу «О реализации комплекса мер, направленных на преодоление последствий засухи в 2010 году», ФАС России и его территориальными органами на постоянной основе осуществляется контроль соблюдения антимонопольного законодательства на агропродовольственных рынках.


По выявленным признакам нарушения законодательства Российской Федерации территориальными органами ФАС России с августа 2010г. по 10.10.2011 г. возбуждено более 977 дел о нарушении антимонопольного и иного законодательства Российской Федерации.

В частности в 76 территориальных управлениях ФАС России возбуждено 318 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Это дела связаны с установлением хозяйствующими субъектами монопольно высоких цен на агропродовольственную продукцию (102 дела), экономически необоснованными отказами либо уклонением от заключения договоров, экономически согласованными действиями хозяйствующих субъектов, связанными с повышением цен (159 дел), с действиями органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (51 дело), с ограничивающими конкуренцию соглашениями или согласованными действиями (6 дел), приведшими к нарушению антимонопольного законодательства.


Наибольшее количество дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства возбуждено в Башкортостанском УФАС (более 18 дел), Ханты-Мансийском (более 15 дел), Алтайском краевом, Амурском, Кемеровском, Курганском, Новгородском, Пензенском, Ростовском, Санкт-Петербургском, Тверском, Удмуртском, Ханты-Мансийском, Челябинском, Чувашском УФАС – 7 и более дел.


Территориальными органами ФАС России в соответствии с компетенцией, определенной Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле), возбуждено 235 дел.


Кроме того, в соответствии с компетенцией антимонопольных органов, определенной Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ), территориальными органами ФАС России возбуждено 424 дела об административных правонарушениях в отношении юридических лиц и должностных лиц органов государственной власти (по 407 делам приняты решения, из них по 372 делам установлен факт нарушения, 35 дел прекращено за отсутствием признаков нарушения). После завершения административного расследования на лиц, совершивших административные правонарушения, будет наложен штраф в соответствии с нормами КоАП РФ.


На 10.10.2011 года принято 271 решение по делам о нарушении антимонопольного законодательства (из них 145 решений о признании нарушения, 24 решения о прекращении дела в связи с добровольным устранением нарушения, 102 решения о прекращении дел в связи отсутствием признаков нарушения): на рынке муки, хлеба, масла сливочного и подсолнечного, молока, яиц, крупы гречневой-ядрицы, соли, сахара, крупы пшенной, услуг элеваторов, а также в отношении действий органов власти в Адыгейском, Алтайском краевом, Алтайском республиканском, Амурском, Архангельском, Астраханском, Брянском, Башкортостанском, Белгородском, Владимирском, Волгоградском, Вологодском, Дагестанском, Еврейском, Забайкальском, Ивановском, Калмыцком, Калужском, Карельском, Кемеровском, Кировском, Коми, Краснодарском, Красноярском, Курганском, Курском, Липецком, Магаданском, Марийском, Московском, Московском областном, Мурманском, Омском, Орловском, Нижегородском, Новосибирском, Пензенском, Пермском, Приморском, Псковском, Ростовском, Самарском, Санкт-Петербургском, Сахалинском, Свердловском, Смоленском, Ставропольском, Тамбовском, Татарстанском, Тверском, Тульском, Тюменском, Тывинском, Ульяновском, Удмуртском, Хабаровском, Хакасском, Ханты-Мансийском, Челябинском, Чувашском, Якутском, Ямало-Ненецком, Ярославском УФАС.


По делам, возбужденным по признакам нарушения Закона о торговле за указанный период принято 207 решений (из них 115 решений о признании нарушения, 53 решения о прекращении дела в связи с добровольным устранением нарушения, 39 решений о прекращении дела в связи отсутствием признаков нарушения) в Адыгейском, Башкортостанском, Бурятском, Владимирском, Волгоградском, Вологодском, Забайкальском, Иркутском, Кабардино-Балкарском, Калининградском, Кемеровском, Красноярском, Липецком, Московском, Новгородском, Новосибирском, Омском, Оренбургском, Орловском, Пензенском, Пермском, Псковском, Санкт-Петербургском, Самарском, Сахалинском, Свердловском, Тамбовском, Татарстанском, Тульском, Удмуртском, Хакасском, Челябинском, Чувашском, Якутском УФАС.

 

В дальнейшем ФАС России продолжит работу в данном направлении.