• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ Новгородского УФАС России о состоянии конкуренции на рынке розничной реализации автомобильных бензинов в Новгородской области

 

  1. Общие положения

 

1.1.Основание и цель исследования.

   Анализ состояния конкуренции на розничном рынке автомобильных бензинов проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС РФ от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок проведения анализа) и на основании приказа ФАС России от 5 декабря 2016 года N 1718/16 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017 - 2018 годы»  (далее – приказ ФАС России от 05.12.2016 №  1718/16).

            Цель исследования – установление доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее – ВИНК) на розничном рынке автомобильных бензинов в Новгородской области.

            1.2. Объект исследования – розничный рынок автомобильных бензинов в Новгородской области.

            1.3. Субъекты исследования – хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по розничной торговле автомобильными бензинами на территории Новгородской области на АЗС единичным количеством товара (автомобильного бензина).

            1.4. Источники исходной информации:

-  сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по розничной торговле автомобильными бензинами на территории Новгородской области

- сведения, полученные от Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области.

 

 

2. Временной интервал исследования товарного рынка

Временной интервал установлен в соответствии с приказом ФАС России от 05.12.2016 №  1718/16 и разделом II  Методических рекомендаций  по подготовке аналитических отчетов о состоянии конкурентной среды на розничных рынках   автомобильных бензинов (далее - Методические рекомендации) как 2016 год.

 

           3. Определение продуктовых границ товарного рынка

Продуктовые границы товарного рынка в соответствии с  разделом III Методических рекомендаций определены как автомобильные бензины, разделенные на четыре подгруппы исходя из сходства по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам: А-76 (АИ-80); АИ-92 (АИ-91, АИ-93); АИ-95 (АИ-96); АИ-98. 

 

     

4. Определение географических границ товарного рынка

Исходя из оценки экономической возможности приобретения автомобильных бензинов, и в соответствии с  разделом IV Методических рекомендаций границы рассматриваемого товарного рынка определены как территория Новгородской области.

 

5. Определение состава хозяйствующих субъектов,  действующих на                                        товарном  рынке

В соответствии с пунктами 5.1 – 5.3 Порядка проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включены хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах (территория Новгородской области)  автомобильные бензины на АЗС в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка – в 2016 году.

Покупателями на рассматриваемом товарном рынке являются физические и юридические лица, приобретающие автомобильные бензины единичного количества, преимущественно для личного использования.

 

- перечень продавцов с указанием их наименования и адреса (места нахождения):

 

№ п/п

 

Наименование продавца

 

Адрес (место нахождения)

1.

ИП Роскошный Э.М.

 

2.

АО «Газпромнефть-Северо-Запад»

 

3.

ООО «Киришиавтосервис» *

 

     4.

ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» 

 

     5.

ООО «Нерос»

 

     6.

ООО «Несте Санкт-Петербург»

 

     7.

ООО «Новгороднефтепродукт» *

 

     8.

ООО «ПТК» филиал «Новгородский»

 

     9.

ООО «Сигма-Шанс»

 

     10.

ООО «Титан-СН»

 

     11.

ООО «Фортуна-Ойл»

 

     12.

ИП Васильева В.В.

 

     13.

ООО «СЕВЕРО-ЗАПАД НЕФТЕПРОДУКТ»

 

     14

ИП Бородкин В.Ю.

 

 

* поскольку 2 хозяйствующих субъекта входят в одну группу лиц, фактическое количество участников рынка – продавцов составляет 13.

 

 

            6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих

                                        субъектов на рынке

 

Согласно пункту 6.1 Порядка проведения анализа при расчете общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в географических границах товарного рынка использовался объем продаж в натуральном выражении (литр) на рынке автомобильных бензинов в Новгородской области.

На основании пункта 6.2 Порядка проведения анализа объем рынка определен как сумма объемов продаж услуг хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке.

В соответствии с пунктом 6.3 Порядка проведения анализа доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитана как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товара, поставленного действующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Объемы реализованного товара и доли хозяйствующих субъектов приведены в Приложении № 1 к настоящему аналитическому отчету.

 

                         7. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

            В соответствии с пунктами 7.1 и 7.2 Порядка проведения анализа для определения уровня концентрации товарного рынка использованы коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Расчетные коэффициенты рыночной концентрации CR и индексы рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) по исследуемому товарному рынку составляют:

Для А-76 (АИ-80) коэффициент рыночной концентрации составит CR3 =  94,09% + 3,12% + 1,55% = 98,76%. Согласно пункту 7.2 упомянутого Порядка, розничный рынок А-76 (АИ-80) имеет высокий уровень концентрации.

Для АИ-92 (АИ-91, АИ-93) коэффициент рыночной концентрации составит CR3 = 56,48% + 15,17% + 13,42% = 85,07%. Согласно пункту 7.2 упомянутого Порядка, розничный рынок АИ-92 (АИ-91, АИ-93) имеет высокий уровень концентрации.

Для АИ-95 (АИ-96) коэффициент рыночной концентрации составит CR3 = 39,36% + 26,36% + 14,66% = 80,38%. Согласно пункту 7.2 упомянутого Порядка, рынок розничной реализации АИ-95 (АИ-96) имеет высокий уровень концентрации.

Для АИ-98 коэффициент рыночной концентрации составит CR3 = 46,7% + 29,9% + 15,57% = 92,17%. Согласно пункту 7.2 упомянутого Порядка, рынок розничной реализации АИ-98 имеет высокий уровень концентрации.

 

Для А-76 (АИ-80) индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана   HHI =   8869. Согласно пункту 7.2 упомянутого Порядка, розничный рынок А-76 (АИ-80) имеет высокий уровень концентрации.

Для АИ-92 (АИ-91, АИ-93) индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана   HHI =  3703. Согласно пункту 7.2 упомянутого Порядка, розничный рынок АИ-92 (АИ-91, АИ-93) имеет высокий уровень концентрации.

Для АИ-95 (АИ-96) индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана  HHI =  3669. Согласно пункту 7.2 упомянутого Порядка, рынок розничной реализации АИ-95 (АИ-96) имеет высокий уровень концентрации.

Для АИ-98 индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана  HHI =  3349. Согласно пункту 7.2 упомянутого Порядка, рынок розничной реализации АИ-98 имеет высокий уровень концентрации.

 

            Розничный рынок автомобильных бензинов в Новгородской области является высококонцентрированным. Конкурентная среда в течение изучаемого периода характеризуется как неразвитая.

            В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

            Совокупная доля ООО «Новгороднефтепродукт» и ООО «Киришиавтосервис», входящих в группу лиц с ВИНК ОАО «Сургутнефтегаз», на рассматриваемом рынке составила более 50 % в подгруппах товара: А-76 (АИ-80) и АИ-92 (АИ-91, АИ-93).  

 

Следовательно, в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О защите конкуренции» группа лиц в составе ООО «Новгороднефтепродукт» и ООО «Киришиавтосервис» занимают доминирующее положение на розничном рынке автомобильных бензинов А-76 (АИ-80) и АИ-92 (АИ-91, АИ-93).

                    

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

            По результатам опроса продавцов были выявлены следующие барьеры входа на рассматриваемый рынок:

- осуществление значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обуславливающее для хозяйствующего субъекта более высокие затраты на единицу продукции до момента такого объема производства (эффект масштаба);

- стандарты и предъявляемые к качеству требования;

- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;

- административные барьеры при получении земельных участков.

 

Кроме того, дополнительный барьер входа на товарный рынок создает доминирующее положение ООО «Новгороднефтепродукт» и ООО «Киришиавтосервис», входящих в группу лиц вертикально-интегрированного хозяйствующего субъекта ОАО «Сургутнефтегаз», на рынке автомобильных бензинов А-76 (АИ-80) и АИ-92 (АИ-91, АИ-93).

 

                       9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

            В силу пунктов 9.1, 9.2 Порядка проведения анализа розничный рынок автомобильных бензинов в Новгородской области с неразвитой конкуренцией.