• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Тезисы доклада Пашковой Г.Н. на совещании Глав муниципальных районов и городского округа Великий Новгород Новгородской области 06.06.2017 по теме "Заключение концессионного соглашения в ....."

1. Заключение концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, систем горячего или холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон № 115-ФЗ, Закон о концессии).

2. С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ  (далее - Закон N 103-ФЗ), которым внесены изменения в Закон № 115-ФЗ, передача прав владения и (или) пользования указанными объектами, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) и статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), а именно, по результатам торгов и только путем заключения договора аренды или концессионного соглашения.

При этом, если все объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования, были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае - только концессионное соглашение.

3. Из анализа норм законодательства о водоснабжении и теплоснабжении следует, что передача прав в отношении рассматриваемых объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться исключительно на основании договоров аренды или концессионных соглашений, закрепление указанных систем и (или) объектов за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения действующим законодательством не предусмотрено.

Действия по передаче прав на рассматриваемые объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, путем их закрепления за государственными или муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения могут быть рассмотрены на предмет нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон № 135-ФЗ).

(Письмо  ФАС России от 05.10.2015 N АД/53812/15)

4. Законом № 103-ФЗ был установлен переходный период, позволяющий до 01.01.2015 заключать договоры аренды на срок до 3 лет по правилам, предусмотренным, в том числе, Федеральным законом «О защите конкуренции».

При этом в указанный трехлетний период необходимо было проводить мероприятия по подготовке к заключению концессионного соглашения.

Таким образом, в настоящее время законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности передавать объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения путем предоставления преференции.

(Письмо ФАС России от 14.06.2016 N АД/40064/16)

5. Следует отметить, что согласно Закону № 115-ФЗ конкурсная документация разрабатывается, в том числе на основании схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Согласно положениям пункта 3 статьи 29 Закона о теплоснабжении (вступившим в силу 30.07.2010) утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов уполномоченными в соответствии с Законом о теплоснабжении органами должно быть осуществлено до 31 декабря 2011 года.

Согласно положениям пункта 2 статьи 42 Закона о водоснабжении (вступившим в силу 10.12.2011) до 1 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.

Таким образом, законодательством Российской Федерации был установлен достаточный срок для реализации государственной политики по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций, а также для введения института концессий.

6. Кроме того, обращаем внимание, что 01.02.2015 вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 N 265-ФЗ (далее - Закон N 265-ФЗ).

Законом о концессии (в редакции Закона N 265-ФЗ) предусмотрены случаи заключения концессионного соглашения без проведения торгов. Так, согласно части 4.1 статьи 37 Закона о концессии с 01.05.2015 допускается заключение концессионного соглашения без проведения торгов по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37 указанного Федерального закона, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 указанной статьи.

Таким образом, в настоящее время в Законе о концессии предусмотрены основания и порядок передачи объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в концессию без проведения торгов и без использования механизма предоставления преференций.

7. Последние и очень важные изменения в Закон № 115-ФЗ внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 275-ФЗ (далее – Закон № 275-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2017.

Закон о концессии дополнен главой 4 «Особенности регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем»

Во-первых, статьей 39 Закона о концессии в редакции Закона № 275-ФЗ установлено, что по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем и концедентом по которому выступает муниципальное образование, третьей стороной в обязательном порядке является также субъект Российской Федерации, в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру по концессионному соглашению, в случае, если полномочия по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения не переданы указанному муниципальному образованию в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Во-вторых, концессионным соглашением может предусматриваться предоставление концедентом в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества незарегистрированное недвижимое имущество при выполнении установленных статьей 39 Закона о концессии условий, в частности условия, что балансовая стоимость незарегистрированного недвижимого имущества не превышает пятидесяти процентов балансовой стоимости всего включаемого в объект концессионного соглашения имущества.

В третьих, предусмотрена возможность проведения совместного конкурса (статья 50 Закона о концессии) с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 11.05.2017 N 558

"Об особенностях проведения совместного конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем" (далее – Особенности).

Пунктами 3 и Особенностей установлено, что в целях проведения совместного конкурса направляется предложение о проведении совместного конкурса.

Предложение о проведении совместного конкурса может быть направлено:

а) лицами, наделенными в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочиями по принятию решения о заключении концессионного соглашения;

б) уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В четвертых, в соответствии со статьей 51 Закона о концессии, помимо оснований для заключения концессионного соглашения без торгов, указанных в статье 37 Закона о концессии,  концессионное соглашение также может быть заключено без проведения конкурса с лицом, у которого права владения и пользования имуществом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом может использоваться в качестве объекта концессионного соглашения и которое необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возникли на основании одного или нескольких договоров аренды, при соблюдении одновременно следующих условий:

1) объектом заключаемого концессионного соглашения является имущество, которое входит в состав централизованной системы ресурсоснабжения, предназначено для обеспечения единого технологического процесса и осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть объектом концессионного соглашения;

2) все договоры аренды, в соответствии с которыми у арендатора возникли права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, заключены в установленном порядке;

3) все договоры аренды, в соответствии с которыми у арендатора возникли права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, заключены до 1 января 2015 года;

4) отсутствует задолженность по арендной плате.