• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке курьерских услуг по доставке платёжных документов за 2015 год

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкурентной среды

на рынке курьерских услуг по доставке платёжных документов  за 2015 год

 

 

 

12  октября  2016 года                                                                Великий Новгород

 

Основание исследования - анализ рынка услуг проведен в соответствии с пунктом 3.1.1 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС от 25 мая 2012 года № 345, и Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утверждённым приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок проведения анализа), по поручению ФАС России при рассмотрении заявления о нарушении ФГУП «Почта России» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

          Объект исследования – рынок курьерских услуг по доставке платёжных документов.

Субъекты исследования – хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги  по курьерской доставке платёжных документов.

Цель исследования  – анализ и оценка конкурентной среды на рынке курьерских услуг по доставке платёжных документов с целью установления наличия (отсутствия) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на указанном товарном рынке.

Источники исходной информации:                                                    

- сведения, полученные от Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области, хозяйствующих субъектов,   УФСП Новгородской области – филиал ФГУП «Почта России»;

- материалы и документы, представленные в Новгородское УФАС России УФСП Новгородской области – филиалом ФГУП «Почта России», ООО «Бизнес-Медиа», ООО «НовБизнес».

 

  1. Определение временного интервала исследования товарногорынка

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка проведения анализа, временной интервал определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Таким образом, согласно пункту 2.2 Порядка проведения анализа, в рассматриваемом случае проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке за 2015 год.

  1. Определение продуктовых границ товарного рынка

        В Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности  ОК 034-2007 (КПЕС 2002) курьерские услуги классифицированы в разделе I «Услуги транспорта, складского хозяйства и связи», классе 64 «Услуги почты и электросвязи» под кодами 64.12.11.110 «Услуги по курьерской внутренней и международной доставке различными видами транспорта писем, документов, пакетов, посылок и т.п.», 64.12.11.111 «Услуги по курьерской внутренней доставке различными видами транспорта писем, документов, пакетов, посылок и т.п.», 64.12.12.190 «Услуги курьерские прочие, не включённые в другие группировки»; а в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономический деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), который введён в действие с 01.02.20014, - в классе 53 «Услуги почтовой связи и услуги курьерские» под кодом  53.20.19.120 «Услуги курьерские прочие, не включённые в другие группировки».

          Правовые, организационные, экономические, финансовые основы деятельности в области почтовой связи в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее – Закон о почтовой связи). В соответствии со статьёй 17 Закона о почтовой связи операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом «О связи».

В соответствии со статьёй 29 Закона о почтовой связи плата за услуги почтовой связи, за исключением универсальных услуг почтовой связи, определяется по тарифам, устанавливаемым на договорной основе. Плата за универсальные услуги почтовой связи определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В статье 2 Закона о почтовой связи даны используемые в законе понятия.  Услуги почтовой связи - действия или деятельность по приёму, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств; почтовые отправления – адресованные письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры; письменная корреспонденция – простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, сектограммы, бандероли и мелкие пакеты. Согласно пункту 20 Правил оказания услуг почтовой связи, утверждённых постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221 (далее – Правила оказания услуг почтовой связи), почтовые отправления принимаются в упакованном виде; упаковка почтовых отправлений должна соответствовать характеру вложения, условиям пересылки, исключать возможность повреждения вложения при обработке и пересылке, доступа к нему без нарушения оболочки, порчи других отправлений и причинения какого-либо вреда имуществу и работникам почтовой связи. На почтовых отправлениях отправителем указываются точные адреса отправителя и адресата (п.22 Правил оказания услуг почтовой связи).

Анализ указанных выше положений Закона о почтовой связи и Правил оказания услуг почтовой связи позволяет сделать вывод о том, что платёжные документы  не относятся к почтовым отправлениям, а, следовательно, деятельность по доставке платёжных документов не относится к услугам почтовой связи и не подлежит лицензированию.

          В настоящее время почтовые предприятия России обладают хозяйственной и коммерческой самостоятельностью, что порождает и высокий уровень конкуренции. Почтовая сеть, созданная в предыдущие годы и охватывающая практически все населённые пункты страны, сохранена. Появились новые услуги: курьерская доставка почтовых отправлений, пенсий и пособий, посылок, периодических печатных изданий, выходящие за рамки исключительных прав оператора почтовой связи, которые могут оказывать, кроме почтовых учреждений, и другие хозяйствующие субъекты.

Согласно пункту 3.4 Порядка проведения анализа предварительное определение товара проведено на основе условий договоров, заключенных в отношении товара, общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности и нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность.

          Предметом договоров возмездного оказания услуг, заключённых ФГУП «Почта России» в лице УФСП Новгородской области – филиал ФГУП «Почта России» с ООО «Волотовский Водостройсервис» является оказание услуг по доставке неконвертируемых счетов-квитанций на оплату услуг холодного водоснабжения.

Вместе с тем постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждена форма платёжного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг.

          В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции, взаимозаменяемые товары – товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

У приобретателей курьерских услуг по доставке платёжных документов на оплату коммунальных и иных услуг отсутствует возможность заменить указанные услуги другими услугами, так как организациям, оказывающим коммунальные и иные услуги, необходимо доставить платёжные документы потребителям в установленные сроки, чтобы потребители коммунальных и иных услуг могли вовремя произвести оплату таких услуг.

Из вышеуказанного следует, что заменители курьерских услуг по доставке платёжных документов отсутствуют.

Таким образом, продуктовые границы товарного рынка определены:

  • Курьерские услуги по доставке платёжных документов.

 

3. Определение географических границ товарного рынка

 

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка проведения анализа, географические границы товарного рынка курьерских услуг по доставке платёжных документов определяют территорию, на которой покупатели имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемую услугу и не имеют такой возможности за пределами этой территории.

Определение географических границ товарного рынка согласно пункту 4.5 Порядка проведения анализа осуществлялось методом установления фактических районов оказания услуг (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), оказывающих услуги на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определённых географических границах).

В целях проведения данного исследования географические границы исследуемого рынка предварительно определены как административные границы Новгородской области.

На исследуемом рынке приобретателями услуг по доставке платёжных документов являются хозяйствующие субъекты, оказывающие коммунальные услуги (водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение), предоставление услуг телефонной связи, кабельного телевидения и т.п. на территории Новгородской области.

Продавцами на исследуемом товарном рынке являются хозяйствующие субъекты, которые оказывают курьерские услуги по доставке платёжных документов. В частности, ФГУП «Почта России» в лице УФСП Новгородской области – филиал ФГУП «Почта России» оказывает курьерские услуги по доставке платёжных документов абонентам (населению) на оплату газа, энергоресурсов, жилищно-коммунальных услуг, проживающим во всех муниципальных образованиях и городских округах Новгородской области. ООО «Бизнес-Медиа» оказывает услуги по доставке платёжных документов абонентам, проживающим на территории Великого Новгорода и Старой Руссы. ООО «НовБизнес» оказывает услуги по доставке платёжных документов на территории Великого Новгорода.

Основным продавцом является ФГУП «Почта России» в лице УФСП Новгородской области – филиал ФГУП «Почта России», которое оказывает услуги через свои обособленные подразделения на всей территории Новгородской области.

Таким образом, географические границы  рынка курьерских услуг по доставке платёжных документов расширяются до административных границ Новгородской области.

 

 

4. Определение состава продавцов и покупателей

Продавцы - хозяйствующие субъекты, оказывающие курьерские услуги по доставке платёжных документов.

В рассматриваемых географических границах осуществляют деятельность три  продавца курьерских услуг по доставке платёжных документов:

1. ООО «Бизнес-Медиа» (Великий Новгород, ул. Стратилатовская, д. 16).

2. ФГУП «Почта России» (г. Москва, Варшавское шоссе, д.37) в лице УФСП Новгородской области – филиал ФГУП «Почта России» (Великий  Новгород, ул. Дворцовая, д.2/1).

3. ООО «НовБизнес» (Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д.39).

Покупатели –  юридические лица, приобретающие указанные услуги в результате оказания данными лицами коммунальных услуг (водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение) и иных услуг: телефонной связи, кабельного телевидения и т.п., на основании заключенных договоров возмездного оказания таких услуг с иными лицами.

 

5. Анализ структуры товарного рынка, определение уровня концентрации товарного рынка, оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

                                                                                                               

 

Сведения об объемах оказанных услуг в натуральном выражении (количество платёжных документов/тыс. руб.):

Таблица №1

 

п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

                                              2015 год

 

Объем курьерских услуг по доставке платёжных документов (штук/ руб.)  

 

            Доля на рынке %

              (штук/ руб.)

 

1

 

ООО «Бизнес-Медиа»

 

<…..>

 

<…..>

2

ООО «НовБизнес»

 

<…..>

<…..>

3

ФГУП «Почта России» в лице УФСП Новгородской области – филиал ФГУП «Почта России»

 

<…..>

 

97,70 / 98,3

 

Итого

                    <…..>         

100 / 100

 

Показатели уровня концентрации товарного рынка:

Таблица №2

 

Показатель

2015 год

1

Кол-во хоз. субъектов (ХС)

3

2

ХС, обладающий наибольшей долей на рынке

курьерских услуг по доставке платёжных документов 

ФГУП «Почта России» в лице УФСП Новгородской области – филиал ФГУП «Почта России»

3

Доля крупнейшего ХС, %

97,70 % / 98,3 %

5

ННI

9664,82

6

 

Тип рынка

Высококонцентрированный

 

Из представленных данных видно, что рынок курьерских услуг по доставке платёжных документов в пределах указанных выше географических границах  Новгородской области является высококонцентрированным. Конкурентная среда в течение изучаемого периода характеризуется как неразвитая.

Пункт 1 части 1 статьи 5  Закона о защите конкуренции определяет, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта,  доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

 

6. Качественные показатели структуры товарного рынка (барьеры входа на рынок)

 

Экономическим барьером является необходимость финансовых затрат на приобретение транспортных средств для доставки платёжных документов до всех потребителей коммунальных и иных услуг, проживающих (зарегистрированных) на территории Новгородской области, низкая стартовая стоимость услуг.

 

                                                         7. Выводы

На основании проведённого анализа представляется возможным сделать следующие выводы:

  1. Рынок курьерских услуг по доставке платёжных документов в географических границах Новгородской области высококонцентрированный, с неразвитой конкурентной средой.
  2. В силу статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ФГУП «Почта России» в лице УФСП Новгородской области – филиал ФГУП «Почта России» занимает доминирующее положение на рынке курьерских услуг по доставке платёжных документов.

 

Заместитель руководителя

Управления                                                                                                   Г.Н. Пашкова