• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

«О принимаемых мерах по предотвращению необоснованного роста цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию, тарифов на товары и услуги»

В части государственного контроля цен к полномочиям территориальных управлений Федеральной антимонопольной службы относится выявление и пресечение:

- ценовых картелей, в том числе, на торгах,

- установления, поддержания монопольно высоких и монопольно низких цен,

- нарушения установленными нормативными актами порядка ценообразования со стороны хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынках,

- манипулирования ценами на оптовом или розничном рынках электрической энергии (мощности).

Данная государственная функция Новгородским УФАС России осуществляется по заявлениям юридических и физических лиц на нарушения Закона о конкуренции, путем проведения плановых и внеплановых проверок, а также в процессе ведомственного мониторинга цен.

Так, территориальные органы ФАС России проводят еженедельный мониторинг оптово-отпускных цен на отдельные виды продовольственных товаров. В перечень товаров, подлежащих мониторингу, включены говядина (кроме бескостного мяса), свинина (кроме бескостного мяса), куры (кроме куриных окорочков), рыба мороженная неразделанная, масло сливочное, молоко питьевое, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, яблоки. В Новгородской области мониторинг осуществляется в отношении крупных хозяйствующих субъектов: ЗАО «Лактис», ООО «Новгородский бекон», ООО «НовСвин», ООО «Белгранкорм – Великий Новгород», ЗАО «Адепт».

Управление также осуществляет еженедельный мониторинг розничных цен на бензины автомобильные и дизельное топливо по шести хозяйствующим субъектам, имеющим сети АЗС в Новгородской области.

Помимо вышеуказанного, заместитель руководителя Управления является членом Правления комитета по ценовой и тарифной политике области, что позволяет осуществлять профилактическую работу по недопущению нарушений антимонопольного законодательства при государственном регулировании тарифов.

В первой половине 2015 года Новгородское УФАС России получало большое количество устных и письменных жалоб граждан на рост цен, поступавших, в том числе, из администраций муниципальных районов, департамента экономического развития и торговли, областной прокуратуры, администрации Президента. В настоящее время жалоб на необоснованный рост цен в управлении нет. По жалобам, а также в соответствие с планом проверок, Новгородское УФАС проводит документарные и выездные проверки.

По результатам двух последних проверок торговых сетей в августе т.г. рассмотрены дела о нарушении ФЗ «О торговле» и выданы предписания о прекращении нарушений, выразившихся в установлении дискриминационных условий для некоторых поставщиков.

В качестве приоритетных для улучшения ситуации на продовольственных рынках могут быть отмечены следующие мероприятия:

  1. осуществление господдержки развития перерабатывающих мощностей;
  2. оптимизация логистических затрат, сокращение числа посредников и развитие логистических продовольственных центров, позволяющих сельхозпроизводителям напрямую поставлять свою продукцию в торговые сети;
  3. введение  механизма адресной помощи для приобретения социально-значимых продуктов питания;
  4. сокращение издержек на преодоление административных барьеров.

Данные мониторинга розничных цен на автомобильное топливо свидетельствуют о том, что с конца 2014 и до июня 2015 года повышение розничных цен на нефтепродукты не наблюдалось.

Повышение стоимости автомобильных бензинов марки АИ-92, АИ-95 наблюдалось в летние месяцы – июнь, июль, август и продолжается до настоящего времени. По нашим наблюдениям в Новгородской области больше всего увеличилась розничная цена на АИ-95: с начала года – на 4,2 процента, чуть меньше по АИ-92 – 3,15 процента.

Хозяйствующие субъекты объясняют это повышением закупочных цен у оптовых поставщиков. Так, отпускные цены на автомобильный бензин марки АИ-92 в период с 01.06. по 07.08.2015 выросли на 8,2 %, на бензин марки АИ-95 на 8,0 %. При этом повышение стоимости произошло по всем 11 регионам СЗФО, а представленный оперативный расчет экономической эффективности по АЗС Новгородской области свидетельствует о снижении маржинальности розничных продаж автомобильных бензинов марок АИ-92 и АИ-95 и отрицательной рентабельности розничных продаж бензина АИ-92, и низкой рентабельности продаж АИ-95. На повышение закупочных цен ссылаются также и остальные участники рынка, при этом хозяйствующими субъектами представлены копии документов, подтверждающих рост закупочных цен.

  К факторам, оказывающим влияние на формирование цен, относятся, в частности:

-        увеличение сезонного спроса на нефтепродукты, 

- профилактика и плановые ремонты ряда российских нефтеперерабатывающих заводов,

 -       увеличение отгрузки нефтепродуктов на экспорт.

Также при проверках и рассмотрении жалоб на нарушения Закона о контрактной системе территориальные управления ФАС России осуществляют контроль за наличием обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Файлы для скачивания

Цены
Тип файла: doc
Размер файла: 0.04 МБ