Аналитический отчет Новгородского УФАС России о состоянии конкуренции на рынке розничной реализации дизельного топлива в Новгородской области

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Новгородского УФАС России о состоянии конкуренции на рынке розничной реализации дизельного топлива в Новгородской области

 

  1. Общие положения

 

1.1.Основание и цель исследования.

            Анализ состояния конкуренции на розничном рынке дизельного топлива проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС РФ от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок проведения анализа) и на основании приказа ФАС России от 30.05.2013 № 373/13.

            Цель исследования – установление доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее – ВИНК) на розничном рынке дизельного топлива Новгородской области.

            1.2. Объект исследования – розничный рынок дизельного топлива Новгородской области.

            1.3. Субъекты исследования – хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по розничной торговле дизельным топливом на территории Новгородской области на АЗС единичным количеством товара (дизельным топливом).

            1.4. Источники исходной информации:

- сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по розничной торговле дизельным топливом на территории Новгородской области

- сведения, полученные от Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области.

 

2. Временной интервал исследования товарного рынка

 

Временной интервал установлен в соответствии с приказом ФАС России от 30.05.2013 № 373/13 как 2012 год.

 

           3. Определение продуктовых границ товарного рынка

 

Продуктовые границы товарного рынка определены как дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей. 

 

      4. Определение географических границ товарного рынка

 

Исходя из оценки экономической возможности приобретения дизельного топлива границы рассматриваемого товарного рынка определены как территория Новгородской области.

 

5. Определение состава хозяйствующих субъектов,  действующих на                                        товарном  рынке

 

В соответствии с пунктами 5.1 – 5.3 Порядка проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включены хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах (территория Новгородской области)  дизельное топливо на АЗС в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка – в 2012 году.

Покупателями на рассматриваемом товарном рынке являются физические и юридические лица, приобретающие дизельное топливо единичного количества, преимущественно для личного использования.

 

- перечень продавцов с указанием их наименования и адреса (места нахождения):

 

№ п/п

 

Наименование продавца

 

Адрес (место нахождения)

1.

ООО "Несте Санкт-Петербург"

Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д. 32а

2.

ООО "Новгороднефтепродукт"

Великий Новгород, ул. А. Германа, д. 20

3.

ООО "ПТК-Сервис" филиал Новгородский

Великий Новгород, наб. Александра Невского, д. 22/2

4.

ООО "Сигма-Шанс"

Новгородская обл., г. Боровичи, ул. С.Перовской, д. 75

5.

ООО "Титан-СН"

Великий Новгород, ул. Германа, д. 35а

6.

ООО "Фортуна-Ойл"

Новгородская обл., г. М. Вишера, ул. Полевая, д. 63

7.

ООО «Сервис-Ойл»

Великий Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, 160

8.

ООО «РН Северная столица»

Санкт-Петербург, ул. Карбышева, д. 5, лит. «А»

     9.

ООО "Киришиавтосервис"

Санкт-Петербург, ул. Смоленская, д. 12 "А"

     10.

ООО "Нерос"

Ленинградская обл., г. Кириши, ш. Энтузиастов, д. 10

     11.

ООО «Новгородская топливная компания»

Великий Новгород, наб. Александра Невского, д. 30/2

     12.

ООО «АВРО-Новгород»

Новгородская обл., Великий Новгород, ул. Рабочая, д. 38а

     13.

ООО «АВРО-Новгород 1»

Новгородская обл., Великий Новгород, ул. Рабочая, д. 38а

     14.

ООО "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт" Новгородский участок

Великий Новгород, наб. Александра Невского, д. 26

     15.

ООО «Альтаир»

Новгородская обл., п. Любытино, ул. Базарная, д. 13

     16.

ООО "Виктория"

Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 57, офис 68

     17.

ООО «Восток»

Новгородская обл., г. Валдай, пр-т Васильева, д. 98

     18.

ЗАО "Газпромнефть-Северо-Запад"

Санкт-Петербург, ул. Парадная, д.1, лит А

     19.

ООО «Комплект»

Великий Новгород, Сырковское шоссе, д. 14

* поскольку 4 хозяйствующих субъекта входят в 2 группы лиц, фактическое количество участников рынка – продавцов составляет 17.

 

            6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих

                                        субъектов на рынке

 

Согласно пункту 6.1 Порядка проведения анализа при расчете общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в географических границах товарного рынка использовался объем продаж в натуральном выражении (литр) на рынке дизельного топлива в Новгородской области.

На основании пункта 6.2 Порядка проведения анализа объем рынка определен как сумма объемов продаж услуг хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке.

В соответствии с пунктом 6.3 Порядка проведения анализа доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитана как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товара, поставленного действующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Объемы реализованного товара и доли хозяйствующих субъектов приведены в Приложении №1 к настоящему аналитическому отчету.

 

                         7. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

В соответствии с пунктами 7.1 и 7.2 Порядка проведения анализа для определения уровня концентрации товарного рынка использованы коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Расчетные коэффициенты рыночной концентрации CR и индексы рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) по исследуемому товарному рынку составляют:

Коэффициент рыночной концентрации составит CR3 =  45,8% + 26,4% + 17,4% = 89,6%. Согласно пункту 7.2 упомянутого Порядка, розничный рынок дизельного топлива имеет высокий уровень концентрации.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана составит HHI =  2097,64 + 696,96 + 302,76 = 3097,36. Согласно пункту 7.2 упомянутого Порядка, розничный рынок дизельного топлива имеет высокий уровень концентрации.

 

 

            Розничный рынок дизельного топлива в Новгородской области является высококонцентрированным. Конкурентная среда в течение изучаемого периода характеризуется как неразвитая.

            В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

            Доля ни одного из хозяйствующих субъектов не составила более 50 процентов от объема товарного рынка. При этом наибольшей долей в реализации дизельного топлива в Новгородской области в рассматриваемый период является доля ООО «Новгороднефтепродукт» и ООО «Киришиавтосервис» (входящих в группу лиц с ВИНК ОАО «Сургутнефтегаз») которая составила 45,8 процента.

Необходимо также отметить рост доли вышеназванных хозяйствующих субъектов по сравнению с 2011 годом, в котором их доля от общего объема рынка реализации дизельного топлива составляла 34,1 процента.

 

 

                         8. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

            По результатам опроса продавцов были выявлены следующие барьеры входа на рассматриваемый рынок:

- осуществление значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обуславливающее для хозяйствующего субъекта более высокие затраты на единицу продукции до момента такого объема производства (эффект масштаба);

- стандарты и предъявляемые к качеству товара требования;

- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;

- административные барьеры при получении земельных участков.

 

                       9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

            В силу пунктов 9.1, 9.2 Порядка проведения анализа розничный рынок автомобильных бензинов в Новгородской области с неразвитой конкуренцией.

Файлы для скачивания

prilozhenie_no_1.docx
Тип файла: docx
Размер файла: 0.02 МБ